Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Могилевский районный исполнительный комитет
Главная / Районные службы / Отдел внутренних дел Могилевского райисполкома / Информационные материалы
17 2024

Профилактика вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества через сеть Интернет


В настоящее время большую актуальность приобрела тема вовлечения несовершеннолетних в деструктивные сообщества и группы экстремистской направленности посредством сети Интернет.

Все больше людей вместо живого общения и активного отдыха предпочитают проводить много времени за компьютером, погружаясь в виртуальный мир. А злоупотребления неотвратимо ведут к возникновению психологической зависимости от интернета, что негативно сказывается на нас.

Получили активное развитие такие негативные направления (в том числе преступные), как:

буллинг (кибербуллинг - преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.)

Вовлечение в группы деструктивной направленности: тоталитарные секты религиозной или экстремистской направленности, группы, доводящие до аутоагрессии (суицида), так называемые «группы смерти», которые в настоящее время стали огромной мировой проблемой. Их аудитория – дети, которые после систематического посещения сообществ решаются на самоубийство.

- деструкция (лат. destructio - разрушаю) - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо, уничтожение.

Деструктивные культы призывают к разрушению, убийству, аутоагрессии.

В группах деструктивной направленности происходит разрушение личности человека через разрушение его психики.

Сценарий развития вовлечения примерно одинаковый.

На первом этапе робот-рассылка отправляет слово «привет», фразу «кто ты» и тому подобные с вербовочного аккаунта. Если адресат ответил, то переписка переадресовывается к реальному члену деструктивной организации, который затем продолжает переписку с потенциальной жертвой.

Организаторы или те, кто «ведет» группу подстраиваются под «своих», делают пребывание в группе комфортным, начинают дружить, а потом потихонечку начинают поворачивать сознание подростка в нужную сторону. Они заинтересовывают собой, группой, своими желаниями так, что часто воспринимаются близкими друзьями. То есть подростку так кажется. На самом деле он же не знает, кто там, за ником, аватаркой. В интернете всё можно скрыть за выдуманным образом. Сочиняется и некая соответствующая легенда. То есть сначала организуют определенный круг, который якобы считает конкретного подростка особым, принимает его. То есть происходит стойкое формирование убеждения, что только в этом круге его понимают, принимают, а вне сообщества этого нет и не будет.

Далее идет погружение в депрессивный контент или приглашение на прикрывающие вербовочные сайты (которые прямо не указывают на свою принадлежность к деструктивной организации, секте, однако вся их деятельность направлена на привлечение новых участников); происходит девальвация (обесценивание) ценностей: семейных, духовно-нравственных, включающих в себя веру, совесть, обязанность и ответственность, различение хорошего и плохого.

Активно формируется определенная информационная среда. Здесь интернет-технологии применяются во всем многообразии. Предлагаются ссылки на сайты разного деструктивного содержания, специально создаются видеоролики, демотиваторы (демотиватор отличается безысходностью и безнадежностью, имеет негативный смысл), рекламные баннеры, рассылается спам, создаются группы. А когда в группе люди уже стали, как кажется подростку (юноше, девушке), «самыми-самыми друзьями», то шансов на спасение из такой группы уже мало.

Так постепенно ребенок втягивается. И втягивается именно как в секту, так, что потом выйти уже практически невозможно.

С какой целью это делается? Существуют разные мнения, но они схожи:

- вовлечение в эстремистские организации – для пополнения своих рядов;

- в религиозные деструктивные группы – для вовлечения новых адептов;

- в «группы смерти» - желание «властвовать», извлечение прибыли за счет продажи видео, на которых подростки кончают жизнь самоубийством.

Как же распознать опасную группу?

Логотип: знаки богов и ножи. Картинки и фото в сером, черном и красном цвете. Фото рельс, уплывающего парохода, удаляющегося человека в приглушенных серых тонах, психоделическая музыка.

Таким образом, к сожалению, помимо многих положительных моментов, которые дает обучающимся Сеть: поиск информации и расширенные коммуникации, творческие мастерские и многое другое – обратная сторона медали существует и несет в себе реальную угрозу.

Учитывая, что молодежь очень активно использует телефоны и планшеты с целью посещения сети Интернет, процесс контроля затрудняется. А родительский контроль необходим, чтобы вовремя распознать опасность (например, в «группах смерти» подростки проводили в интернете предутреннее время - с 4 до 6 утра)

Психологи выделяют четыре тревожных сигнала, на которые обязательно надо обратить внимание:

- Ребенок резко становится послушным, но «отрешенным»;

- У него меняется режим дня;

- Ребенок вялый и постоянно не высыпается;

- Активные постоянно повторяющиеся рисунки (киты, бабочки, повторяющиеся цифры).

Угрозы для детей и подростков в интернете:

  • Вовлечение в преступную деятельность. Злоумышленники могут вовлекать или принуждать ребёнка к краже, вандализму, участию в уличных бандах или совершению других противоправных действий.
  • Участие в экстремистских группах. Ребёнка могут завербовать в радикальные политические, религиозные или идеологические группы.
  • Продажа или употребление запрещённых веществ. Употребление алкоголя или табака в детском возрасте может привести к серьёзным последствиям для здоровья. Возможно вовлечение детей в употребление или торговлю наркотиками.
  • Азартные игры. Ребёнок может пристраститься к азартным играм, что может привести к финансовым и психологическим проблемам.
  • Участие в опасных челленджах. Некоторые интернет-тренды или «вызовы» могут подталкивать детей к опасным или даже смертельным действиям.
  • Пропаганда нездорового образа жизни и деструктивных влияний. Влияние определённых онлайн-сообществ или контента может подталкивать ребенка к мыслям о необходимости чрезмерной худобы, самоповреждения или сведения счётов с жизнью.
  • Секстинг. Распространение интимных или компрометирующих фотографий в интернете может привести к шантажу или другим негативным последствиям.
  • Раннее начало интимных отношений. Взрослые злоумышленники могут вовлекать детей и подростков в интимные отношения и в различные формы сексуальной эксплуатации.
  • Нелегальное трудоустройство. Недобросовестные работодатели могут предложить не осведомлённому о своих правах ребёнку работу без учёта законодательных ограничений. Это может грозить риском эксплуатации или нанесением вреда здоровью.


Как защитить ребёнка от угроз в интернете

Родителям важно осознавать потенциальные угрозы и активно общаться с детьми на тему их активности в интернете и в реальной жизни. Родительский контроль, обучение безопасности и доверительные отношения с ребёнком могут помочь предотвратить многие риски.

Функции родительского контроля в устройствах созданы для помощи родителям в защите своих детей от нежелательного контента и потенциальных угроз в интернете. Вот основные возможности таких решений:

  • Безопасный поиск. Активация режима безопасного поиска в браузерах и поисковых системах позволяет исключить выдачу неподходящего или вредоносного контента.
  • Фильтрация контента. Фильтрация контента даёт возможность блокировать доступ к определённым сайтам, запрещает установку или запуск приложений, содержащих контент, который родители считают неподходящим для своих детей (например, сайты для взрослых, азартные игры и др.).
  • Ограничение времени использования. Установка лимитов на длительность пользования устройством или отдельными приложениями может помочь предотвратить зависимость от экрана и обеспечить достаточное время для сна, учёбы и других важных дел.
  • Мониторинг. Отслеживание активности ребёнка на устройстве: просмотренные сайты, установленные приложения, контакты – с кем и как чато общался в мессенджерах, кого добавлял в друзья в социальных сетях.
  • Уведомления. Родители могут получать уведомления о потенциально опасной активности ребёнка, например, попытке получить доступ к заблокированному сайту.
  • Геолокация. Определение местоположения ребёнка в реальном времени, что позволяет родителям быть уверенными в его безопасности и знать, где он находится.
  • Блокировка покупок. Ограничение возможности совершать покупки в приложениях или в интернет-магазинах без разрешения родителей.
  • Ограничение общения. Возможность ограничить доступ к определённым мессенджерам или контактам.
  • Защита от кибербуллинга. Некоторые решения родительского контроля анализируют текстовые сообщения на наличие угроз или оскорблений и уведомляют родителей о потенциальных проблемах.

  Главная задача сегодня для общества, педагогов и родителей в том числе – обеспечение безопасности детей, которые не всегда способны правильно оценить степень угрозы информации, которую они воспринимают или передают. А задача молодых – быть грамотнее, критичнее, больше читать научную информацию и качественную художественную литературу, а также знать и выполнять основы кибербезопасности.

Мы считаем, что детям и их родителям нужно передавать знания, как безопасно пользоваться интернетом и как избежать опасности. Экспертную информацию, куда обращаться, когда ребенок столкнулся с проблемой можно найти на сайте Kidspomogut.by.


К списку новостей